Воронение. Практическое руководство по химическому окрашиванию железного металла.

Воронение железа относится к процессам, которые в совокупы называются хим окрашиванием металлов. При хим окрашивании, в противоположность окрашиванию механическому, состоящему в механическом нанесении на поверхность (или в толщу) материала яркого состава с готовым красителем (красящим веществом), в качестве красителей выступают вещества, образуемые в итоге хим реакций во время и в процессе самого окрашивания. При всем этом в реакциях этих может учавствовать и вещество окрашиваемого материала. 

При хим окрашивании металла красителями являются сами же (цветные) металлы либо же цветные хим соединения (к примеру, окислы) металлов. Примером первого варианта может служить омеднение железа, т. е. покрытие его пленкой железной меди, к примеру — погружением в раствор медного купороса, гальваническое никелирование железа и т. д. Пример второго варианта — воронение железа, покрытие стального металла пленкой стальных окислов либо других темно-окрашенных соединений железа. Образование на железе окалины (закиси-окиси железа) при жаркой прокатке представляет простой пример хим окрашивания, производимого жарким сухим методом. В большинстве методы хим окрашивания, в том числе и воронение, являются методами «мокрыми», т. е. такими, в каких участвуют воды, в большей степени водные смеси железных солей.

Омеднение и никелирование железа представляют примеры хим окрашивания, при котором яркая пленка появляется только за счет обрабатывающего вещества. В примере же образования на железе окалины жарким сухим методом мы инеем случай хим окрашивания, при котором в реакции получения (при процессе окрашивания) красителя участвует конкретно (своими поверхностными частичками) сам окрашиваемый металл.

Обычно, покрытия, получаемые хим окрашиванием, отличаются сравнительной стойкостью; они крепко держатся на покрытой ими железной подложке. В особой степени это относится практически ко всем случаям хим окрашивания металла, в каких, как что говорилось, сам металл подложки претерпевает с поверхности хим конфигурации, в итоге которых он преобразуется в яркую пленку. При этого рода процессах достигается только тесное и неразрывное сращение металла подложки с ярким покрытием, недостающее настолько нередко при механическом окрашивании.

Разные методы воронения стального металла употребляют оба вида образования на поверхности обрабатываемых стальных (железных, металлических) изделий яркой пленки:

Образование на железе, предоставленном действию воздуха (содержащего воду и углекислоту), желтого-красно-коричневого налета гидрата окиси железа (ржавчина) также есть не что другое, как естественное хим окрашивание металла. Но этот налет, с течением времени, как понятно, все возрастающий, не представляет сплошного и крепко пристающего слоя, а состоит из пористой, рыхловатой, просто осыпающейся массы, никак не защищающей покрытый ею металл от предстоящего окисления, заканчивающегося проржавленном стального изделия на значительную глубину либо даже насквозь.

Настолько выраженная хим нестойкость железа вынуждает к предохранению его от порчи защитными оболочками. В качестве таких оболочек и служат нередко калоритные пленки, получаемые воронением. Цветовые тона этих пленок — шоколадные, карие, сероватые, чисто темные, темные с голубым отцветем («воронье крыло») и т. п. — соответствуют естественной расцветке хим соединений, входящих в состав пленок. По большей части это сущность соединения железа же.

Оба вышеуказанные метода хим окрашивания металлов могут быть комбинируемы. Один металл моет быть покрыт (к примеру — гальваническим методом) пленкой другого, а уже эта, химически образованная, железная пленка может быть подвержена предстоящей хим обработке, с образованием того либо другого окрашенного железного соединения. Так железо может быть покрыто медью, а эта последняя, с целью воронения предмета, переведена в сернистую медь (темного цвета).

II. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОРОНЕНИЯ

Воронение представляет одну из отраслей техники хим окрашивания металлов и, как таковое, связано с препаративными хим работами. Общие принципы и более значительные указания для производства таких работ даны в других книгах нашей Пользующейся популярностью библиотеки (вып. 25 — «Гальваническое никелирование»; вып. 38—»Химик-любитель» и гл. обр. вып. 69 — «Работы в лаборатории химика-любителя»). До того как, прочтя реальную книгу, перейти к самостоятельной, хотя бы и пробной, практической работе, мы советуем читателю пристально ознакомиться по вышеуказанным выпускам со всеми критериями и обстоятельствами практических любительских химико-технических упражнений.

Работы по хим окрашиванию металлов выполняются в определенной обстановке, с определенной посудой, с помощью определенных средств и хим реактивов. Кроме фактически хим процесса, вызывающего окрашивание (воронение), эти работы бывают связаны с некими предварительными и дополнительными, частично механическими (обтирка, шлифовка) и частично тоже хим операциями (очистка, трава), основательное знакомство с которыми должно предшествовать началу практических занятий по воронению. Для сбережения места мы не распространяемся тут об этих операциях, отсылая читателя за подробностями к вышеуказанным брошюрам. На данный момент же мы остановимся только на неких главных моментах.

В воздухе помещений, где занимаются хим работами, невзирая на вентиляцию, вытяжные шкафы и т. п. приспособления, всегда содержатся кислотные, аммиачные, сернистые и т. п. едкие пары, пылинки различных едких веществ и т. п. хим ингредиенты, способные, так либо по другому действовать на обрабатываемые изделия из металаа, производя конфигурации на их поверхности. Потому вести процесс хим окрашивания, означает и воронения, в таких помещениях нельзя; уже повороненный предмет, оставшийся в химически неиндифферентной (т. е. инициативной, едкой) атмосфере, может поменять свою расцветку. Отсюда правило — создавать воронение в отдельном, отлично изолированном месте (или же на открытом воздухе); если же почему-то воронить приходится там же, где ведешь и все другие операции, то во всяком случае не следует оставлять и мастерской уже повороненные вещи, а окончательную обработку их создавать в помещении с воздухом, заранее свободным от вредоносно влияющих примесей.

Точно также следует остерегаться пыли от шлифовки металла, способной сесть на изделия и также послужить предпосылкой порчи расцветки.

Естественно сначала для заслуги отличные результатов очень принципиально строго придерживаться раз установленных рецептов (в отношении крепостей смесей, температур нагрева и т. д.), изменяя и приспособляя их только в случае несходства обрабатываемого материала с сортами его, с которыми всегда приходилось иметь дело ранее. Очевидно не все рецепты непорочны на 100%, и в процессе работы полностью может быть отыскать для их усовершенствованные варианты. Но не следует, для нахождения таких вариантов создавать опыты с подлежащими воронению вещами (для этой цели можно использовать лом), а вводить новые рецепты в практику только после неоднократной их проверки.

Нельзя инкриминировать в негодности рецепт, если любитель пользуется негожими реактивами, начиная с более нередко употребляемого - воды (воду, по последней мере для реактивов, необходимо использовать перегнанную, заменяя ее в последнем случае дождевой), либо же спутывает реактивы. Проверка свойства рабочих веществ — непременное предварительное условие фортуны всякой работы по хим окрашиванию металлов.

Заурядно для химокрашивания металлов, а именно для воронения, пользуются не одним каким-либо веществом, а, консистенцией, тотчас достаточно сложной, различных химикалий, и случается, что эти сложные составы (так именуемые «ванны») с течением времени — от стояния и потребления — портятся, время от времени изменяя собственный цвет, выделяя осадки и т. п. Действуя в свежеприготовленном виде отлично, состав может начать воронить непринципиально, поработав некое время и ослабев. Это событие также нужно всегда подразумевать, безпрерывно проверяя действенность раз приготовленной (ванны) и исправляя ее либо совершенно сменяя. Произнесенное относится не только лишь к фактически воронильным ваннам, да и к травкам и всем вообщем составам, с которыми приходится приводить в соприкосновение воронимые изделия.

Огромное воздействие на окончательные результаты работы оказывает и состояние поверхности обрабатываемых вещей. В этом смысле имеет значение не только лишь степень совершенства подготовительной чистки этой поверхности, да и структура поверхностного слоя металла, так же как и механическая и термообработка, которую он успел перетерпеть.

Один и тот же рецепт может дать отличные результаты при воронении раздельно обрабатываемых предметов и сразу оказаться неприменимым для обработки изделий массового производства. Имея дело с отдельной вещью, над которой можно и повозиться, достигают в конце концов от рецепта всей его реальности, лучшего эффекта. Массовым же изделиям не удается обычно предназначить столько же времени и стараний, и в случае работы с ними от рецептов нередко не берется все вероятное.

Не без воздействия оказываются и размеры предмета, величина поверхности; на маленьких вещах легче достигнуть однотонности расцветки, ежели на больших, с большой поверхностью, на которой легче сделать пятна, потеки, пролысины, «волны» и т. п.

Никогда не стоит забывать о используемой для работ посуде. В качестве последней для работ по воронению (и вообщем по хим окрашиванию металлов) годятся всякие подходящие по форме и размерам сосуды из стекла, фарфора, фаянса, также эмалированные с неповрежденной эмалью. Железная посуда вообщем не годится. В случае необходимости внешнего нагрева нельзя брать толстостенной посуды. Сошлемся еще на указания, приведенные в вышеуказанном руководстве («Гальваническое никелирование»).

Для обработки больших предметов допустимо использование отлично сработанными древесными чанами либо кадками, асфальтированными либо облитыми парафином.

Занимающимся воронением следует беречь от вредного деяния отравленной едкими субстанциями атмосферы в рабочем помещении не только лишь обрабатываемые изделия, да и самих себя. В смысле охраны здоровья работающего от разъедающего, удушающего и отравляющего деяния используемых при работе химикалий тут мы можем только повторить произнесенное в нашей брошюра «Работы в лаборатории химика-любителя» (вып. 69 «П. Б.»). Принимаясь за работы по хим окрашиванию металлов, нужно сначала учитывать их гигиеническую безопасность и сделать за ранее предохранительные меры, обозначенные в упомянутом руководстве.

Особенная осторожность диктуется при работах с азотной кислотой, время от времени входящей в состав рецептов и используемой при травлении металлов. Газообразные окислы азота, развиваемые в итоге деяния на металлы нареченной кислоты, разрушающе оказывают влияние на наши дыхательные пути, слизистые оболочки и т. д. Работать с азотной кислотой нужно непременно под тягой, или же на открытом воздухе (ставя сосуд так, чтоб ветер относил пары в сторону).

Хранить азотную кислоту нужно в бутылях с притертой пробкой, поставленных на белоснежные фаянсовые тарелки. После каждого отлития из бутыли нужно бутыль снаружи кропотливо вытереть влажной тряпкой, немедля прополаскивая последнюю здесь же водой из крана. Следует кропотливо остерегаться дотрагиваться к кислоте, потому что любая капля ее мгновенно производит на коже очень больной и длительно не проходящий ожог.

III. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ВОРОНИМЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Необходимейшим требованием для выполнения каждого хим окрашивания металла и сразу важным условием удачливости этого выполнения является совершенная и равномерная чистота обрабатываемых изделий, полное освобождение их поверхности от грязищи, жира, слоя окислов и т. п. посторонних веществ. Другими словами, воронению, как процессу хим окрашивания железа и стальных сплавов, должна предшествовать кропотливая чистка воронимых вещей от упомянутых загрязнений, при чем эта чистка должна совершаться конкретно перед самой операцией воронения, чтобы свежеочищенная поверхность металла не поменялась вновь от прикосновения рук, соприкосновения с воздухом и т. д. Естественно, что при любом виде хим окрашивания металла, выражающегося, в хим отношении, в образовании на поверхности металла определенного хим соединения, равномерность окрашивания достижима только в этом случае, если металл на всей поверхности обрабатываемого изделия начисто обнажен и в хоть какой собственной точке доступен воздействию соответствующих реактивов. Ни при каких обстоятельствах воронение не может отлично получится, если металл покрыт хотя бы и очень узким слоем окисла либо жировых веществ; не очищенные полностью места изделий остаются неокрашенными либо плохо, не тем тоном окрашенными и расцветка выходит пятнистой, грязной. Чем тщательней (основательней, оплошней и равномерней) произведена чистка, тем паче удовлетворителен конечный итог, — вот основное правило работы, которое должен усвоить, до того как браться за склянки и инструменты, каждый практик-любитель.

При очистке (и траве) воронимых вещей следует соображаться всегда с тем, должна ли поверхность их после расцветки казаться матовой либо блестящей, ибо поверхность, отполированная до хим обработки до высочайшего блеска, выходит обычно более либо наименее блестящей и после расцветки, а сначало матовая поверхность сохраняет матовость.

Касательно техники чистки и травы воронимого металла можно в общем и целом повторить произнесенное об этой операции в вышеупомянутом руководстве «Гальваническое никелирование», к которому мы и отсылаем читателя.

Сначала изделия подвергают механической чистке — обдирке, шлифовке и полировке их поверхности. Для этой цели пользуются маленьким песком, пемзой в порошке, наждаком и т. п. Обработка этими материалами делается (всухую, либо с водой) от руки (натирка с помощью тряпочки, применение наждачного полотна, стеклянной шкурки и т. п.), или на ножных станках с вращающимися щетинными рабочими щетками. Для очень маленьких изделий, очистка которых в отдельности очень затруднена, пользуются особыми вращающимися барабанами, в которые изделия загружают кучей вкупе v водой и песком либо наждачным порошком. Для сохранения после расцветки блеска, изделия обрабатывают на наждачных шлифовальных кругах, или же на крутящихся щетинных щетках, на которые нанесен наждачный порошок.

Окончательную полировку создают замшей либо суконкой, на которые нанесены полировальные пасты: консистенции полировальных порошков (крокус, трепел, венская известь) со стеариновым маслом, олеином пли скипидаром.

После таковой чистки изделия должны быть сполоснуты сильным током незапятанной воды и обтерты насухо незапятанной, не содержащей жира тканью.

За механической чисткой должна следовать очистка хим, подробности которой также приведены в брошюре «Гальваническое никелирование».

Сначала обрабатываемые вещи должны, быть подвергнуты обезжириванию. Потому что после обезжиррвания изделия руками трогать уже нельзя, то за ранее их крепят на стальных проволоках, на которых и подвешивают при погружении в те либо другие травящие воды и т. п. составы. На последний случай отлично иметь под рукою (для захватывания обрабатываемых предметов) незапятнанные древесные щипцы.

Более маленькие изделия вероятнее всего обезжирить погружением (промыванием) в бензин (наилучшего сорта), нефтяной эфир, бензол либо тому подобные органические растворители жиров (очень огнеопасны!). Для неизменной работы рекомендуется держать наготове несколько стеклянных бутылей (с притертыми пробками), заполненных одним из обозначенных растворителей приблизительно на 2/3 высоты. Погрузив обезжириваемое изделие (на проволоке) в сосуд № 1, движут его за проволоку в различные стороны, оставляют на пару минут в покое, извлекают, переносят в сосуд № 2, повторяют опять описанные операции, ополаскивают в сосуде № 3 и под конец дают обсохнуть на воздухе. Спустя известное время (после ряда чисток), когда растворитель в сосуде № 1 всосет довольно жировых веществ, бензин в нем сменяют на свежайший и ставят его номером третьим (№ 3), сосуд же № 3 ставят № 2 и № 2 переставляют на место № 1.

Мы подчеркиваем снова исключительную огнеопасность работ с бензином и т. п. взрывчатыми органическими растворителями. Зажигание огня и курение при выполнении таких работ полностью воспрещено!

Более большие вещи кипятят для обезжиривания в 10-процентном аква растворе едкого натра (каустической соды). При неимении едкого натра, можно взять соду либо поташ, но тогда, кипятить нужно подольше. Можно также обезжиривать поверхность металла, натирая (её с помощью проволочных щеток кашицей из гашеной извести (пушонка) и незапятанной воды.

При схожей обработке следует глядеть за, тем, чтоб изделия были сплошь покрыты обрабатывающим веществом, чтоб к примеру на их (в особенности снутри полостей) не оставалось воздушных пузырьков, мешающих проникновению в металлу воды. После 15—30-минутного пребывания в щелоке обрабатываемые предметы извлекают (за проволоки, на которые они подвешены, либо древесными щипцами) и споласкивают обильным током незапятанной (мягенькой, лучше — дождевой) воды.

Если обезжиривание велось верно, поверхность изделий должна смачиваться водой умеренно и совсем.

Изделия могут быть запачканы жировыми и восковыми субстанциями, не омыляемыми (не переводимыми в аква раствор щелочами). В соответствующих случаях нужна дополнительная промывка соответствующим органическим растворителем (нефтяным эфиром, древесным спиртом, ацетоном, бензолом).

Об обезжиривании с помощью электролиза (в гальванических ваннах) см. произнесенное в брошюре «Гальваническое никелирование».

За механической очисткой и обезжириванием следует травление изделий. Нельзя для всех видов стального продукта дать один определенный рецепт травления. Обычно травят предметы в разбавленной серной кислоте (концентрация 1 : 5), в какой их оставляют, пока с поверхности их не сойдет пленка окислов. Длительность травления устанавливается из опыта: во время травления изделия временами вынимают из ванны, ополаскивают водой и осматривают.

Литые изделия, равно как изделия из литого металла, следует перед травой подвергнуть аккуратному отжигу в окислительной среде (предпочтительней в порошке окиси железа, либо стальной кислородной руды). Не всегда, этот отжиг (преследующий цель получения поверхности, отлично принимающей хим расцветку) вероятен либо выполним, но в случае литья с жесткой и хрупкой поверхностной пленкой нельзя никогда иметь гарантии, что воронение без таковой тепловой подготовки вправду получится. В особенности это относится к чугунному литью.

Частично подменой таковой обработки является трава изделий в конц. азотной кислоте (в которую засыпан порошок древесного угля). Выдержав изделие куцее время в кислоте, его извлекают и споласкивают поочередно: водой, разбавленным аква веществом соды и опять незапятанной водой.

Полированные железные изделия травят в аква растворе кислого сернокислого калия (либо таковой же соли натрия) таковой густоты, что погруженные предметы не вызывают образования газовых пузырей. Окунутые в ванну изделия приводят в соприкосновение с полосой листового цинка (при всем этом начинает выделяться газ — водород) и оставляют в ней до того времени, пока вся ржавчина не пропадет.

Сталь можно также травить в 20-процентной соляной кислоте.

Протравленные и отлично сполоснутые водой изделия заурядно высушивают в сухих древесных опилках. Предпочтительней но не сохранять приготовленные к воронению изделия на воздухе, а во избежание образования свежайшей ржавчины переносить их после ополаскивания в 0.5-1-процентный аква раствор винного камня (кислый виннокислый калий, кремортартар), откуда уже и вынимать для предстоящей работы.

Конкретно перед воронением (по тому либо иному влажному методу) рекомендуется обмакнуть воронимые вещи в разбавленный винный спирт (40—50°). Этим облегчается смачивание поверхности металла реактивами и удаление пристающих воздушных пузырьков.

Ни при каких обстоятельствах нельзя притрагиваться к приготовленным для хим окрашивания изделиям пальцами: на последних всегда имеются выделения, которые пристанут к поверхности металла и попортят расцветку, вызовут пятнистость. Идеальнее всего укрепить изделия в стальной либо каменной (керамиковой) посуде с дырчатым дном (дуршлаг) и создавать все операции с ними, берясь руками только за верхний конец проволоки, на которой они подвешены, либо же за выступающую ручку посудины.

После воронения по тому либо иному влажному методу изделия, по выемке из ванны должны быть промыванием в воде (либо ополаскиванием ею) освобождены от последних следов приставшей к ним воронильной воды (по другому вероятны пятна!) и, кроме отдельных рецептов, предписывающих особенный род обработки, стремительно высушены в незапятнанных, сухих, нагретых древесных опилках, или же в сушильном шкафу («Работы в лаборатории химика-любителя») при 90—100°.

На этом дополнительная обработка повороненных изделий еще не кончается. Практика хим расцветки металла вообщем показала, что сама по для себя хим обработка почти всегда не дает того наружного эффекта, который лучше ею произвести; заурядно если металл не был за ранее доведен полировкой до высочайшего блеска, выходит в известной степени матовый, «холодный» тон, и предмет не много изменяет свою первоначальную наружность. Прекрасный внешний облик и «теплые», «живые» цветовые эффекты достижимы по большей части только в итоге дополнительной механической обработки, о которой говорится ниже. Действие ее нередко бывает поразительно, — так неузнаваемо она меняет вид предмета!

Разъяснение этого происшествия состоит в том, что мелкие частицы поверхности металла лишаются в итоге хим обработки собственной обычной структурной связи, определённого порядка во обоюдном расположении, отчего они в совокупы перестают действовать оптически, как непрерывная поверхность, а дают эффект матовости.

Механическая обработка (натирка, крацовка) опять восстанавливает узнаваемый порядок и связь в расположении поверхностных частиц предмета, улучшая тем оптический эффект от обработанной железной поверхности.

Дополнительная обработка имеет известное подходящее воздействие и на сохранность, долговечность химически окрашенной вещи.

Зависимо от примененного метода расцветки (воронения) и рода железного грунта для натирки пользуются то суконкой, то древесным либо железным полировальником, то щетинной либо проволочной (металлической) щеткой — ручной либо круглой (на станке). Натирка делается пореже всухую, почаще же при помощи какой-либо подходящей воды, к примеру — воды, аква отвара мыльного корня и т. д. Воронения, произведенные с подготовительным омеднением предмета (образовании пленки сернистой меди через обработку серной печенкой), «проявляют» натиркой пемзой, мелом либо венской известью.

Возвышенным местам поверхности изделий стараются обычно придать более светлую расцветку, зачем их осторожно полируют суконкой с крокусом, стараясь не задеть при всем этом углубленных мест.

Вообщем, начищая выпуклые и выдающиеся части поверхности тщательней и продолжительней, чем вогнутые и углубленные, добиваются прекрасного рельефного оттенения тех и других благодаря разнице в тоне и блеске.

Для придания произведенной расцветке «теплого» тона, без сообщения особого блеска, натирают изделия ; о воском, церезином либо парафином, нередко обмазывая одним из этих веществ во время натирки рабочие щетки.

Заместо воска в жесткой форме можно пользоваться веществом его в 15 в. ч. бензола, наносимым на обрабатываемые изделия кисточкой, или же пастой приготовляемой растворением 1 в. ч. воска в 2 в. ч. жаркого скипидара и следующим остыванием; пасту эту наносят и растирают суконкой либо щеткой. Используют еще мазь, составляемую из 1 в. ч. ядрового мыла, 3 в. ч. японского воска и 20 в. ч. воды.

Для конечной отделки окрашенные и натертые изделия подвергают лакировке. Простой используемый для данной цели лак — это раствор шеллака в спирту с прибавлением маленький дозы (около 0,1%) касторового масла. Более же применимы цапоновый и целлоновый лаки.

О подробностях составления лаков см. нашу брошюру «Лаки и лаковые краски», вып. 71 «Популярной библиотеки Н. и Т».

IV. ХИМИЧЕСКОЕ ОКРАШИВАНИЕ ЖЕЛЕЗА ПОМОЩЬЮ НАГРЕВА. ЦВЕТА ПОБЕЖАЛОСТИ

Железо и стальные сплавы при нагревании покрываются узкой пленкой стальных окислов самых различных цветных цветов; это — так именуемые «цвета побежалости».

Явление цветов побежалости основано на том, что на омываемой воздухом поверхности металла появляется просвечивающая пленка окислов, которая по мере поочередного наращивания воспринимает в последовательности спектральной шкалы цветов так именуемые «цвета тонких пленок». Это — так называемое явление оптической интерференции, примером которого служат известные из физики «Ньютоновы кольца».

Обычно определенные цвета побежалости относят неопределенным же температурам нагрева. Нередко приводятся даже числа температур, соответственных всей политре этих цветов. Приблизительно, эта зависимость цвета от температуры нагрева представляется в виде таковой таблицы:

Таблица цветов побежалости

Цвета Температура нагрева
бледно-желтый 220°
бледно - соломенно-желтый 230°
золотисто желтоватый 246°
коричнево - желтоватый до буро-красного 356°
пурпурово - красноватый 265°
пурпуровый 275°
фиолетовый 280°
голубой 290°
васильковистый 295°
индиго 300°
мрачно - синнй 310°
цвет морской воды 320°

Серьезного совпадения во всех встречаемых таблицах (и в обозначении цветов и в фиксировании температур) находить не приходится. Ведь высококачественная оценка цвета — дело чисто личное. Главное же, существенное воздействие на расцветку вещи оказывает длительность нагрева. И вправду более либо наименее длительной обработкой можно вызвать посинение железа при температуре более низкой, чем считающаяся нужной для вызова даже соломенно-желтой расцветки. Точно так же соломенно-желтый налет на железо-стальные изделия можно навести, выдержав последние нужное число минут при температуре, на несколько 10-ов градусов более низкой, чем 220°.

С другой стороны, можно поставить нагреваемые предметы в условия, при которых предпочтительные цветовые тона выходили бы при сравнимо более высочайшем нагреве.

Для практической работы лучше предпочесть более низкие степени нагрева с более длительной выдержкой, потому что пленки в таком случае получаются более крепкими. Но фактически же для каждого цветового аспекта существует температурный предел, ниже которого он не выходит.

Цвета побежалости можно вызывать как на закаленной, так и незакаленной стали и на ковком железе и чугуне настолько же отлично, как и на сталях. При всем этом состав сплава и структура поверхностной пленки оказывают приметное воздействие. Закаленный металл воспринимает нюансировку медленней, чем мягенький. Существенно сказывается загрязненность поверхности металла. В конце концов имеет значение и чисто механическое состояние поверхности металла, степень ее гладкости либо шероховатости и т. п.

Цвета побежалости, в особенности желтоватых и синих тонов, находят пространное применение при производстве маленьких стальных я железных изделий: пуговиц, кнопок, планшеток, пружин, различных инструментов и т. д. Выбор цвета расцветки инструмента (либо вообщем закаливаемого изделия) связан с его предназначением, формой рабочей части (острое либо тупое лезвие), родом материала, по которому будет работать инструмент, и т. п.

Процесс возникновения и смены цветов побежалости совершается достаточно стремительно и поэтому при воронении металла по этому методу требуется высочайшая степень опытности; предмет нельзя недодержать либо передержать. В промышленных критериях для массового производства используют особые нагревные печи, дающие совсем равномерный и надлежаще растянутый во времени нагрев. При любительской же работе такими печами пользоваться нельзя, и приходится прибегать к таким обычным средствам как горно (раскаленные древесные угли), примус либо паяльная лампа, кухонная плита, песочная баня и тому схожее.

На раскаленных угольях либо на примусе либо паяльной лампе, плите и т. п. воронить изделия нагревом можно только при незначительности размеров последних; для более же больших вещей очень проблемно достигнуть равномерности расцветки. Как изделие приняло нужный цветовой аспект его снимают с горна щипцами и, поводя по воздуху, охлаждают.

Более большие и ответственные изделия желательно нагревать на песочной бане (см. «Работы в лаборатории химика-любителя»). Можно класть предметы конкретно на песок бани. Но более верно погружать их в песок так, чтоб показывалась только маленькая часть поверхности для способности наблюдения за сменой цветов. В данном случае будет достигнута очень вероятная для любительской работы равномерность расцветки Песочная баня должна быть накалена еще до погружения воронимых изделий в песок.

В случае железных закаленных изделий (инструменты) расцветку в цвета побежалости соединяют с отпуском. Обычно для этого пользуются, кроме песочных бань, масляными банями (см. «Работы в лаборатории химика-любителя»), либо же ваннами из расплавленного металла (обычно сплав олова со свинцом), точка плавления которого как раз соответствует температуре отпуска (сразу — температуре возникновения требуемого цвета побежалости).

Заглавие Cocтав ванны в. частей Температура плавления Цвет побежалости
Свинец Олово
Ланцеты 7 4 220 Чуток бледно - желтоватый
Бритвы 8 4 228 Бледно - желтоватый до ярко-желтого
Пружинящие ножики 8 4 232 Соломенно - желтоватый
Ножницы 14 4 254 Бурый
Перочинные ножики, стамески. 19 4 265 Пурпурный
Часовые пружины 48 4 284 Голубой, светло - голубий
Сверла, ножовки 100 4 293 Мрачно - голубий
Ручные пилы Кипящее льняное масло 316 температура нагрева Черно - голубий

Обычно для железных инструментов, от которых сначала требуется высочайшая твердость (таковы инструменты для обработки железа, стали и твердого камня, бритвенные лезвия, хирургические инструменты, грабштихели, штампы, волочильные очки и т. п.), придерживаются отпуска на побежалость до желта; до пурпурно-красных тонов отпускают обычно деревообрабатывающие инструменты; фиолетовый до черно-синего цветов докладывают изделиям, от которых требуется упругость (часовые пружины, пилы, ножики, вилы и т. д.).

Камнеломка «Арендса Пурпурный ковёр»

Камнеломка Арендса «Пурпурный ковёр» — почвопокровное долголетнее растение. Цветки пурпурового цвета, размещены на тонких стеблях. Листья собраны в густые розетки. Высота растения — до 15 см. Поперечник растений — 3-4 см. Период цветения — май-июнь. Посев вероятен 2-мя методами: на рассаду в марте с следующей пикировкой или в открытый грунт семенами в апреле либо под зиму.

Особенности выращивания