Цифровая экономика и BIM: векторы несовпадения

28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р была утверждена программка «Цифровая экономика Русской Федерации».

Не вызывает колебаний, что возникновение данного документа, нацеленного на экономику в целом, значит необходимость пересмотра и актуализации ранее принятых планов и программ инноваторского развития либо цифровых трансформаций отдельных отраслей. Что все-таки касается строительной отрасли, то тут бесспорному пересмотру подлежит утвержденная в апреле Дорожная карта по BIM либо, как этот документ звучит в официальной версии, «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех шагах актуального цикла объекта серьезного строительства».

Что по «карте» и что по Программке?

С одной стороны, принятая Дорожная карта не один раз подвергалась критике со стороны проф экспертного общества, в том числе отрицательное заключение на документ получено от Рабочей Группы по строительству Экспертного Совета Правительства, а с другой — в самой Дорожной карте, подписанной вице-премьером Д.Н. Козаком, обозначено, что после принятия программки «Цифровая экономика» План (Дорожная карта) должен пополниться надлежащими пт и мероприятиями.

Программкой «Цифровая экономика Русской Федерации», определены последующие главные направления: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность.

Если «спроецировать» данные направления на строительство, то становится совсем естественным, все эти направления должны отыскать свое отражение и в отраслевом документе. Но в приготовленном Минстроем и принятом в апреле Плане (Дорожной карте) обозначенные направления Программки цифровой экономики или представлены очень слабо, или не затронуты совсем. Так, ничего не говорится о кадрах и образовании, об исследовательских работах и информационной безопасности, планируется разработка геоинформационной системы воистину огромного функционала, реализуемость которой вызывает огромные вопросы.

Не пытаясь окутать сходу все направления, я желала бы затронуть всего один нюанс — стандартизацию как часть нормативного регулирования, сверить планы из обозначенных выше документов (Программки «Цифровой экономики» и Дорожной карты по BIM) и дать обзор фактической ситуации в части подготовки нормативно-технических документов в области информационного моделирования в РФ.

Стандартизация в Программке…

В Программке цифровой экономике (п.1.18) на этот счет предусмотрен комплекс мер по совершенствованию устройств стандартизации для обеспечения соответствия системы технического регулирования целям развития цифровой экономики; в том числе работа в партнерстве с отраслевыми, корпоративными, международными и зарубежными системами стандартизации; ускоренное принятие государственных эталонов на базе отраслевых (корпоративных) и интернациональных (зарубежных) документов; обеспечение способности внедрения документов по стандартизации на британском языке, обеспечивающих очень комфортабельное развитие современных технологий; формирование библиотеки государственных эталонов по приоритетном фронтам в машиночитаемом формате. Сроки предусмотрены последующие: концепция — II квартал 2018 года, реализация — конец 2020 года с следующей актуализацией.

…И в Дорожной карте

В Плане (Дорожной карте) по BIM в п.14 подразумевается «…разработка государственных эталонов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, полгого ремонта), эксплуатации и сноса объектов серьезного строительства» со сроком выполнения в январе 2018 года.

И если с программкой цифровой экономики все в порядке исходя из убеждений степени проработки и сроков, то с Дорожной картой по BIM явны препядствия, хотя бы так как сам список нужных эталонов не был заблаговременно определен, а процесс прохождения документов принял непредсказуемый нрав.

Как это было бы в эталоне? Как оказалось по сути?..

Вопрос этот никак не праздный. Когда появляется новенькая предметная область, которую следует нормировать и стандартизовать, поначалу следует обусловиться с целями и ценностями, изучить наилучший мировой и русский опыт, после этого создать взвешенный план. Эта работа должна была быть выполнена Минстроем еще в 2014 году.

Но в связи с нередкой сменой заместителей министров-кураторов BIM в ведомстве (за четыре года их было четыре) этого изготовлено не было. Поближе всего в Минстрое подошли к решению этой задачки в 2016 году, когда вокруг этой работы в ведомстве было сформировано обширное проф общество, а кураторы Л.О. Ставицкий (заместитель министра) и А.В. Белюченко (глава департамента) фактически довели вопрос с длительным планом по стандартизации до утверждения. Но времени не хватило, опять произошла полная смена действующих лиц… И все началось с начала.

Документы разработали… И отложили

С 2014 года, момента старта гос программки по BIM, проходят работы в области стандартизации информационного моделирования. На самом деле, разработка эталонов и сводов правил — это единственное направление, по которому на федеральном уровне велась сколько-либо действенная работа по BIM. (Оставляю за скобками огромные успехи реального рынка, которые достигнули за этот период времени проектные, строй организации и удачные заказчики, не говоря уже об ускорившихся разработках; также оживленно развивающиеся программки по BIM Москвы и Санк-Петербурга).

Подведомственное Минстрою Рф ФАУ «ФЦС» (Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия) в согласовании со своими планами и ценностями раз в год инициирует разработку государственных эталонов и сводов правил по этой теме. Так, в 2015 году разработаны, в 2016 году были введены в действие три государственных эталона. В 2016 создано еще 5 эталонов и четыре свода правил. Все документы прошли предусмотренные регламентами общественные обсуждения, слушания на расширенных заседаниях профильного подкомитета ПК 5 ТК-465. Но этим документам подфартило меньше. Их принятие откладывается под различными предлогами. А именно, отдельными участниками высказываются сомнения в нужности данных документов, также их качестве. Позволю для себя представить, что причина кроется в другом.

Шаг вперед и два вспять

В полном согласовании с подходами, предлагаемыми в Программке «Цифровая экономика в РФ», спецы ФАУ «ФЦС», планируя разработки, руководствуются, сначала, международными эталонами ISO, поддерживающими информационное моделирование. Посреди приготовленных, но не введенных в действие эталонов, находится триада эталонов Open BIM (IFC-IFD-IDM), вначале разработанная в интернациональной некоммерческой организации buildingSMART. (Тут следует увидеть, что в июне этого года Наша родина стала полноправным членом этой организации, открыв отделение на базе ассоциации НАИКС). Другие разработки определяются на основании выполненных ранее исследовательских работ и установленных животрепещущих отраслевых ценностей. В этом смысле навряд ли может ставиться вопрос о нужности «подвисших» документов с замораживанием их статуса.

В 2017 году ведется работа еще над комплектом из 4 сводов правил. Только-только закончилось общественное обсуждение и готовится 2-ая редакция. Возможно, их выход столкнется с такими же сложностями.

Резюмируя выше произнесенное, приходится признать, что единственное действенное направление деятельности страны по цифровой трансформации строительства — разработка нормативно-технических документов — по уже выполненным работам имеет на данный момент очень неопределенную перспективу.

Если же возвратиться к принятой в апреле Дорожной карте по BIM, то встает вопрос кто из ответственных исполнителей и по какому списку эталонов будет давать отчет в январе 2018? Нереально в оставшиеся месяцы создать что-то новое. А может, как раз отложенными эталонами и СП и отчитаются?

«ЦЭ» новый шанс для BIM?

Программка «Цифровая экономика Русской Федерации» («ЦЭ») призвана соединить, скоординировать разрозненные усилия ряда отраслей русской экономики в направлении Промышленности 4.0. Те неуверенные шаги гос BIM-программы, которые мы следили в протяжении практически 4 лет, окончившиеся принятием очень неудачной и слабенькой Дорожной карты, на данный момент получили шанс на конструктивное развитие. Возникает уверенность, что в цифровое будущее строительная ветвь пойдет не только лишь в лице бизнеса и участников рынка, но вкупе с государством как регулятором и заказчиком.

В качестве постскриптума

Хотя пока некие документы не приняты, с ними можно свободно ознакомиться. Вот ссылка для запроса сводов правил 2016 года.

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на разных стадиях актуального цикла»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонент информационной модели»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена меж информационными моделями объектов и моделями, применяемыми в программных комплексах»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами»

Своды правил 2017 года. Общественное обсуждение.

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила разработки планов проектов, реализуемых с применением технологии информационного моделирования»

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила внедрения в проектах повторного использования и при их привязке»

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Требования к формированию информационных моделей объектов серьезного строительства для эксплуатации многоквартирных домов, реализованных по проектам повторного внедрения»

Лист ветровой оцинкованный 2 м

Лист ветровой, либо, как его еще именуют, торцевая планка, предназначен для монтажа кровли из металлочерепицы. Эти планки инсталлируются по торцам крыши для предотвращения попадания воды под настил во время дождика и снега. Изделие сделано из рулонного покрытого цинком металла, окрашенного с 2-ух сторон: с изнаночной – грунтовкой, а с лицевой на грунтовку сверху нанесен слой защитного лакокрасочного покрытия. Крепится к кровле особыми кровельными шурупами с резиновой прокладкой.

Достоинства: