Об эффективности энергосберегающих технологий в ЖКХ.

Мировоззрение спеца

Модернизация русского ЖКХ равномерно набирает темпы. А именно, все более обширно применяется энергоэффективное оборудование в системах отопления жилых построек. В целом, согласно уже приобретенным первым результатам, это дает полезный эффект. Но в ряде всевозможных случаев значимой теплоэкономии достигнуть не удается, платежи жильцов за отопление не сокращаются, а растут, что провоцирует суждения о неэффективности либо неприменимости применяемых технологий в русских критериях. Мы решили разобраться в причинах происходящего и обратились за комментами к Вячеславу Гуну, заместителю директора отдела термический автоматики компании «Данфосс», наикрупнейшго мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления.

– Вячеслав Абрамович, в прессе и по телевидению молвят в главном об успешном внедрении энергосберегающих технологий, также о приобретенной в итоге теплоэкономии и средств. Но нам понятно, что не все и не всегда проходит гладко. Так ли это по сути и в чем причина неудач?

– Все и всегда не может идти гладко, так, к огорчению, не бывает. Для русского ЖКХ почти все из того, что сейчас внедряется, внове, потому ошибки неминуемы. Конкретно они и являются предпосылкой неудач. Оговорюсь: говоря об ошибках, я имею в виду сначала ошибки системные, а не пробую указать на недостатки в работе определенных людей. Существует огромное количество взаимовлияющих причин, способных сказаться на конечном итоге. Потому, беря во внимание разобщенность и дезорганизованность, все еще соответствующую для российскей коммунальной отрасли, некорректно находить виноватых, необходимо решать трудности в комплексе. И вот вам наглядный пример.

Законом «Об энергосбережении»1 регламентирован перевод всех объектов коммунальной инфраструктуры на приборный учет тепла до 1 января 2012 года. Другие энергоэффективные мероприятия, к примеру, применение средств регулирования в отопительных системах, в этом законе также обозначены, но сроки их проведения агрессивно не регламентированы. По это либо другой причине, но многие потребители и некие спецы считают, что установка теплосчетчиков немедля должна привести к экономии. Необходимо отлично осознавать: счетчик – это всего только измерительный инструмент. Сам по для себя он ничего не сберегает. Вправду, время от времени оказывается, что дом потребляет меньше тепла, чем предвидено нормативом, тогда и после установки теплосчетчика размер платежей за отопление понижается. Но это лотерея, делать из этого правило – большая ошибка. В особенности когда идет речь о древнем жилом фонде: в 10-15% случаев заместо экономии тут выходит прямой убыток. С течением времени строения теряют свои теплоизоляционные свойства, и, чтоб привести их в соответствие с современными эталонами, нужен разной трудности полный ремонт. Если же в доме с дырявыми стенками установить теплосчетчик, то его показания, естественно, будут зашкаливать.

Что все-таки касается автоматики, а именно, автоматических личных термических пт (АИТП) и автоматических узлов управления (АУУ), то она свое отрабатывает аккуратненько и вправду позволяет сберегать до 25-35% тепла за отопительный сезон и до 40-50% в межсезонье (по сопоставлению с нормативом). Если же нам докладывают о обратных результатах, т.е. теплопотребление оказывается выше нормативного, то мы всегда выезжаем на место и проводим детализированный анализ состояния отопительной системы определенного строения. Опыт схожей работы накоплен уже довольно большой. Могу сказать со всей ответственностью: обычно, предпосылкой заморочек является один либо несколько посторониих причин, которым коммунальные службы, к огорчению, часто не присваивают огромного значения.

– Что же это все-таки за причины?

– Начну с самого обычного: с того, с чем можно столкнуться сейчас фактически в каждом городке. Есть узнаваемый спецам коммунальной отрасли список мероприятий, которые нужно проводить для увеличения энергоэффективности систем отопления жилых построек, как-то: установка устройств учета тепла, регулирующей автоматики (АИТП либо АУУ) на входе в здание, балансировка системы по стоякам, оснащение отопительных устройств радиаторными терморегуляторами. Всеохватывающее проведение этих мероприятий в верно утепленном здании дает ожидаемый итог: теплоэкономию и средств. Но часто модернизация проводится отчасти, что время от времени становится предпосылкой разочарований. К примеру, как я уже гласил ранее, если ограничиться только установкой теплосчетчика, то итог возможно окажется обратным ожидаемому.

Очень нередко устанавливают в домах регулирующую автоматику на вводе, не проводя при всем этом балансировку системы отопления по стоякам. В итоге по одним квартирам идет перегрев, а по другим в то же самое время – недогрев. Обычно это угловые квартиры, последние в цепочке. Если регулировать по ним, то в промежных будет перетоп и повсевременно открытые форточки. Другими словами получим то, от чего желали избавиться. Еще более эта ситуация может ухудшиться, если радиаторные терморегуляторы были установлены лишь на части отопительных устройств (так бывает, когда их подмена делается в личном порядке). В каждом определенном случае необходимо находить собственный выход, к примеру, можно дополнительно утеплять угловые квартиры, устанавливать в их пластмассовые окна или убирать замыкающие участки (перемычки) на последних отопительных устройствах, расположенных в этих квартирах, чтоб через их шел весь расход теплоносителя.

Раздельно считаю нужным тормознуть на том, в каком состоянии часто находятся сами отопительные системы. И дело тут не только лишь в их износе: это, по последней мере, сходу становится разумеется. Не тайна, что многие собственники без помощи других меняют и устанавливают отопительные приборы, регулирующую и запорную арматуру, устраивают у себя дома водяные теплые полы, отапливаемые лоджии и т.д. и т.п. По другому как надругательством над инженерными коммуникациями это именовать нельзя. Система становится просто нерегулируемой, в итоге можно очень длительно, но совсем безрезультативно биться над увеличением ее энергоэффективности. К огорчению, действующее законодательство позволяет отнести часть инженерных коммуникаций строения (а именно, отопительные приборы) к личному имуществу жильцов, потому держать под контролем этот процесс очень трудно.

– Может быть, управляющим компаниям необходимо уделять больше времени просветительской работе посреди жильцов?

– Непременно, при этом многие это сейчас делают. Но время от времени результаты таковой работы сводят на нет суровые промахи, допущенные тотчас еще на шаге застройки. К примеру, на данный момент при проведении капремонта в домах в почти всех регионах и городках, сначала в Москве, устанавливается термическая автоматика, делается балансировка системы отопления по стоякам, отопительные приборы оснащаются радиаторными терморегуляторами. Но часто ничего из этого не делается при новеньком строительстве, несмотря на требования действующих нормативов. Это феномен, который отбрасывает нас вспять, и, естественно, это провоцирует жильцов на самостоятельные деяния.

Бывают просто непонятные ситуации. К примеру, на отопительных устройствах устанавливают клапаны без термостатических головок. Либо монтируют радиаторы так, что термостат глядит прямо на балконную дверь. Монтажники не удосуживаются даже поглядеть на аннотацию к регулятору, где показано, как должен быть установлен термостатический элемент. Все это подрывает усилия по сбережению энергии: люди слышат с экранов одно, а на самом деле лицезреют другое. Многие же просто не понимают, что чего-то не хватает в системе, что что-то недоделано, и считают, что на практике все, о чем говорится, по сути неэффективно, что это пустые слова.

– Все, о чем вы гласили, так либо по другому можно разъяснить непониманием сущности проводимых мероприятий, отсутствием точных законодательных норм, неумением либо нежеланием отдельных профессионалов доводить начатое дело до конца. К огорчению, это не ново и отлично знакомо читателям. Но все ли можно списать лишь на оргвопросы? Есть ли трудности, требующие инженерного решения?

– Да, есть, хотя и тут неувязка быстрее в отсутствии всеохватывающего подхода к сбережению энергии. К примеру, в почти всех русских населенных пт, и даже в неких больших городках, до сего времени применяется открытый водоразбор для нужд ГВС, когда жгучая вода для бытовых нужд берется конкретно из отопительной системы. В таковой (двухтрубной) системе на входе в дом установлен обычно один общий теплосчетчик, который считает суммарно все тепло: и то, что идет на отопление, и то, что идет на горячее водоснабжение. Если при всем этом заавтоматизировать только отопительную систему, то весь эффект от регулирования возможно окажется «съеден» завышенным потреблением жаркой воды, и «на круг» получится плохой результат. Если проектным решением не предусмотрена установка на стояках системы ГВС термостатических балансировочных клапанов для равномерного рассредотачивания жаркой воды и отсутствует насосный циркуляционный контур, то, открывая воду, люди обязаны ожидать некое время, пока она станет жаркой, а квартирный и общедомовой счетчики этот расход фиксируют. Не считая того, нет способности регулировать температуру воздуха в ванных комнатах методом уменьшения отбора тепла от полотенцесушителей. Вспомните сегодняшнее лето: разве нужен был для вас дополнительный подогрев ванной при температуре в +35°C? Также ситуация осложняется, если в доме поквартирный учет воды (в том числе жаркой) реализован только у части собственников, ведь у других жильцов в данном случае просто нет стимула к ее экономии.

– Вроде бы вы подытожили все произнесенное?

– Внедрение приборного учета тепла и регулирования дает 1-ые результаты. И это не только лишь экономия. Сейчас к спецам коммунальной отрасли приходит осознание, что сбережение энергии – это всеохватывающая категория. Если вы установите на автомобиль два колеса заместо 4, то он никуда не уедет. Но это не означает, что виновно колесо. Так же и с энергоэффективным оборудованием.

К огорчению, действующее законодательство не позволяет эксплуатирующим организациям получать от сбережения энергии какую-либо выгоду: все сэкономленные средства должны быть возвращены жильцам при перерасчете. Я не желаю сказать, что это некорректно, но в ситуации, когда собираемость коммунальных платежей очень низкая (а она тотчас составляет 75-85% либо даже еще меньше), управляющим компаниям и ТСЖ очень тяжело отыскивать средства на модернизацию и проводить ее вправду комплексно. А схема с энергосервисными договорами пока не действует. И в этом направлении нам всем предстоит еще сильно много работать.

Штора рулонная Inspire «Шантунг», 180х175 см, цвет синий

Штора рулонная Inspire «Шантунг» — элегантный девайс для дизайна окон в квартире, кафе либо кабинете. Содействует смягчению и рассеиванию естественного света и обеспечивает приватность помещения. Модель выполнена в современном стиле, имеет лаконичный дизайн, что позволяет вписать ее в хоть какой интерьер.

Конструкция шторы состоит из полиэстерового полотна с лентой-липучкой и утяжелителем из ПВХ и вала, который также играет роль карниза. Карниз имеет открытый вид, не обустроен кассетой, окрашен в белоснежный цвет. Подъемный механизм сделан из стали, что обеспечивает долговечность всего изделия. С правой стороны вала установлена цепочка для управления положением полотна. Противовес имеет округлую форму.

Если полотно оказалось огромным для проема, то его можно надрезать по ширине, но менее чем на 20 см. Установка может осуществляться на стенку либо потолок со сверлением. В комплекте: ткань в рулоне, утяжелитель, узел крепления, втулка, втулка с цепочкой, шурупы с дюбелями.

Дополнительная информация